Картины серии «Предчувствие дома»
Ирины Ясюкайть-Дударевой в квартале Depo

Опубликовано 19.03.2025 12:33:00

Серия картин белорусской художницы Ирины Ясюкайть-Дударевой «Предчувствие дома» создана специально для квартала DEPO. Для художницы работа над проектом стала органичным продолжением близкой для неё темы ощущения дома, к которой она обращалась на протяжении всего творческого пути, в особенности, последних нескольких лет.

Работа над проектом началась с экскурсии по строящемуся кварталу, организованной специально для художницы. «Эта прогулка меня очень вдохновила, особенно то, что в квартале много связи с природой: в ландшафте и в выборе природных материалов для архитектуры. Это особенно ценно для жителей большого города», – отмечает Ирина. – «Я отметила для себя детали, которые потом органично воплотились в картинах: травы, камни, деревья, водные потоки».

Увидеть физическое пространство входных групп дома, специально для которого предназначались работы, было очень важно для художницы, — не только для того, чтобы создать гармоничную связь картин со средой, но и чтобы почувствовать то место, где картины станут не просто украшением, а продолжением важных и для локации, и для Ирины как для художницы тем.

В результате родился замысел серии картин как способа показать универсальное понятие дома, в котором тесно переплетаются история поколений, детские воспоминания, семейное тепло, значимые связи, взросление и становление человека.

«Задумывая эту работу я опиралась на личные ассоциации, свою семейную историю, но при этом старалась найти образы, которые будут близкими и понятными многим. Как малое есть в большом, так наше личное – это часть большого», – так раскрывает свой авторский подход Ирина.

Тонкая работа с цветом, наполненность светом и воздухом произведений создают гармоничную атмосферу для соприкосновения зрителя с картиной, настроение для медитативного погружения в детские грёзы и мечты о доме, ценности семьи и памяти и планы на будущее. Мягкие природные оттенки живописи продолжают 


Композиция №1

Дом – это что-то очень личное, приватное, и одновременно универсальное. Соприкосновение общечеловеческой ценности и её личного ощущения и проживания художницей стало отправной точкой для создания серии.

В первой композиции художница обращается к мысли о том, что дом создают не стены, а то, чем они наполнены, – чувство любви и сопричастности, ценные человеческие связи. Дом становится проводником энергии жизни, местом восстановления сил, а природа способствует сонастройке человека с самим собой. Вода символизирует поток времени и глубокую связь человека со средой вокруг, которая помогает гармонизироваться.


Композиция №2

Изображения детей на картинах Ирины Ясюкайть-Дударевой – это отзвук мысли о том, что чувство дома родом из детства. Даже отдалившись от этого дома физически, мы возвращаемся туда мыслями и сердцем, и этот путь символизирует собой дорожка, ведущая вдаль, к домику на горизонте.

Через образ взрослеющего ребёнка раскрывается динамика времени: от малыша словно со старой выцветшей фотокарточки до современности, в которой каждый сам выбирает личную оптику, через которую воспринимает мир – её символизирует собой стёклышко, сквозь которое смотрит в сторону зрителя герой картины.

Образ ребёнка служит для зрителя проекцией его воспоминаний и тёплых чувств из детства, пробуждает интерес к непосредственному и открытому взгляду на окружающую среду.


Композиция №3

Существует архетипическое изображение дома, которое безошибочно опознает каждый, в каком бы доме ни жил он сам. Это дом, знакомый нам из книжных иллюстраций, дом, где жили старшие поколения родных.

Один из элементов дома – окно как связь мира внутреннего с миром внешним – воспроизводится художницей в композиционном решении. «Работа создана их трёх холстов и при внимательном рассмотрении напоминает окно. Такой тип оконных рам был в моём детстве, он ещё встречается в городском пространстве», – делится Ирина.

Облик дома в современности меняется, но по-прежнему сохраняется чувство тёплого, родного места, которым хочется наполнять своё личное пространство. Дом становится отправной точкой для начала жизни. «Тропинка – это связь времён», – комментирует художница. – «Она объединяет не только разные планы в картине, но и разные отрезки времени: то, что находится ближе к нам, происходит сейчас, а то, что находится дальше, словно было раньше».

В этом временнóм пространстве поле играет роль метафоры рождения чего-то нового, что даст свои всходы.


Автор текста: Дарья Пушко, искусствовед, куратор Клуба «Факультатив»


Фотоотчет презентации