Море рядом

Ландшафтно-скульптурная композиция в жилом квартале «Пирс»
Год создания: 2020

Авторы проекта

Константин Селиханов
скульптор

Окончил в 1993 году Белорусскую государственную академию искусств, отделение скульптуры. В 2019 году персональный проект Константина Селиханова «Exit» («Выход») был представлен в национальном павильоне Республики Беларусь на Венецианской биеннале. Член Белорусского союза художников, стипендиат программ «ArtLinks» (1999, Беркли, США), «KulturKontakt» (2004, Вена, Австрия).

Юрий Градов
архитектор

Окончил в 1958 году Московский архитектурный институт (МАРХИ). Заслуженный архитектор Республики Беларусь, профессор Международной академии архитектуры и кафедры искусств БГУ. Среди реализованных проектов – мемориальный ансамбль «Хатынь», памятник Янке Купале и Якубу Коласу в Минске, станции метро «Площадь Ленина» и «Немига».

О ландшафтно-скульптурной композиции «Море рядом»

Проект ландшафтно-скульптурной композиции «Море рядом» был создан, чтобы объединить высокое искусство, место для жизни и сообщество. Композиция складывается из двенадцати бронзовых скульптур чаек, словно прилетевших на берег водного канала в «Пирсе». Каждая чайка – уникальна, среди них нет двух одинаковых, как и в природе не бывает абсолютно идентичных птиц. У каждой чайки в композиции – свой характер, своя роль: кто-то сидит обособленно, какие-то птицы словно вступают в общение. Часть чаек сидит на постаментах – натуральных валунах – другая часть устроилась прямо у водной глади.

Важное свойство скульптурной композиции – сайт-специфичность. Она создавалась специально для квартала «Пирс» и его жителей. По замыслу авторов проекта скульптура не должна была стать доминантой, а, наоборот, органично дополнить существующую архитектурную концепцию и природный ландшафт. Скульптуры расположены в рекреационной зоне, куда жители «Пирса» приходят отдохнуть, набраться сил и энергии, пообщаться с близкими, насладиться природой, и ландшафтно-скульптурная композиция «Море рядом» создаёт для этого подходящую среду. Таким образом, проект может служить как местом для уединённых наблюдений и размышлений, так и пространством для диалога, где можно разделить общие эмоции и ценности.

Идея родилась благодаря самому кварталу, который расположен в живописном природном месте недалеко от Минского моря. Чайка, по замыслу авторов, воплощает собой романтику жизни у побережья, гармонию природы и человека, которая соответствует духу квартала и ценностям его жителей.

Как рождались чайки?

Рассказывает автор проекта, скульптор Константин Селиханов:

После того как возникла идея чайки в жилом квартале, мы с архитектором Юрием Градовым начали рассуждать, каким образом скульптурная композиция будет гармонировать с окружающей застройкой, с самим ландшафтом, думали о том, сколько должно быть птиц-скульптур и где они могут естественным образом располагаться. Были сделаны первые наброски и маленькие модели.

Следующим шагом было создание шаблона из фанеры в натуральную величину в нескольких вариантах. Это нужно было для того, чтобы на месте, прямо в «Пирсе», проверить нашу идею, определить масштаб и будущие места расположения скульптур.

Предварительно я наблюдал за настоящими птицами, изучал фотографии. Важно было найти баланс между подражанием природе и образностью, чтобы получился не слепок с натуры, а скульптура. Затем я приступил непосредственно к созданию самих моделей, используя металлический каркас и специальный пластилин.

Потом с готовых моделей форматор из гипса снимал форму, по которой в литейном цеху были изготовлены восковые модели.» Непосредственно по этим моделям мастера-литейщики делали уже из специальной смеси речного песка, смолы и кислоты матрицу для заливки расплавленной бронзы. После ещё долгое время мне приходилось дорабатывать уже по готовому отливку окончательную форму скульптуры.

Параллельно с этим процессом мы вместе с архитектором выбирали постаменты для скульптур – натуральные камни-валуны, которые мы не обрабатывали, а лишь адаптировали к рельефу существующего ландшафта.

Эти камни после тщательного отбора и долгих предварительных обсуждений были расположены вдоль канала. Получилось естественно, словно они были там всегда.

Финальный этап – тонировка чаек и установка в «Пирсе». Наконец-то чайки прилетели и заняли свои места!