Море рядом
Ландшафтно-скульптурная композиция в жилом квартале «Пирс»
Год создания: 2020
Авторы проекта
Константин Селиханов
скульптор
Окончил в 1993 году Белорусскую государственную академию искусств, отделение скульптуры. В 2019 году персональный проект Константина Селиханова «Exit» («Выход») был представлен в национальном павильоне Республики Беларусь на Венецианской биеннале. Член Белорусского союза художников, стипендиат программ «ArtLinks» (1999, Беркли, США), «KulturKontakt» (2004, Вена, Австрия).
Юрий Градов
архитектор
Окончил в 1958 году Московский архитектурный институт (МАРХИ). Заслуженный архитектор Республики Беларусь, профессор Международной академии архитектуры и кафедры искусств БГУ. Среди реализованных проектов – мемориальный ансамбль «Хатынь», памятник Янке Купале и Якубу Коласу в Минске, станции метро «Площадь Ленина» и «Немига».
О ландшафтно-скульптурной композиции «Море рядом»
Идея родилась благодаря самому кварталу, который расположен в живописном природном месте недалеко от Минского моря. Чайка, по замыслу авторов, воплощает собой романтику жизни у побережья, гармонию природы и человека, которая соответствует духу квартала и ценностям его жителей.
Как рождались чайки?
Рассказывает автор проекта, скульптор Константин Селиханов:
После того как возникла идея чайки в жилом квартале, мы с архитектором Юрием Градовым начали рассуждать, каким образом скульптурная композиция будет гармонировать с окружающей застройкой, с самим ландшафтом, думали о том, сколько должно быть птиц-скульптур и где они могут естественным образом располагаться. Были сделаны первые наброски и маленькие модели.
Следующим шагом было создание шаблона из фанеры в натуральную величину в нескольких вариантах. Это нужно было для того, чтобы на месте, прямо в «Пирсе», проверить нашу идею, определить масштаб и будущие места расположения скульптур.
Предварительно я наблюдал за настоящими птицами, изучал фотографии. Важно было найти баланс между подражанием природе и образностью, чтобы получился не слепок с натуры, а скульптура. Затем я приступил непосредственно к созданию самих моделей, используя металлический каркас и специальный пластилин.
Потом с готовых моделей форматор из гипса снимал форму, по которой в литейном цеху были изготовлены восковые модели.» Непосредственно по этим моделям мастера-литейщики делали уже из специальной смеси речного песка, смолы и кислоты матрицу для заливки расплавленной бронзы. После ещё долгое время мне приходилось дорабатывать уже по готовому отливку окончательную форму скульптуры.
Параллельно с этим процессом мы вместе с архитектором выбирали постаменты для скульптур – натуральные камни-валуны, которые мы не обрабатывали, а лишь адаптировали к рельефу существующего ландшафта.
Эти камни после тщательного отбора и долгих предварительных обсуждений были расположены вдоль канала. Получилось естественно, словно они были там всегда.
Финальный этап – тонировка чаек и установка в «Пирсе». Наконец-то чайки прилетели и заняли свои места!