серия работ Татьяны Радивилко для квартала Depo
Год создания: 2022


Автор проекта

О серии работ «Возвращение»

Татьяна Радивилко
художница и график

Родилась в 1968 году в Минске. Окончила Минское художественное училище имени Глебова и Белорусскую государственную академию искусств.

Участница международных грантовых и стипендиальных программ (Кultur-Kontakt, Вена; Pollock-Krasner Foundation, Нью-Йорк; Artslink, Нью-Йорк), международных выставок в Японии, Эстонии, Франции, Германии, Польше и других странах. Победительница I Триеннале живописи, графики и скульптуры в номинации «живопись» (2020).

Татьяна работает в техниках масляной живописи, акварели, литографии, создавая как фигуративные, так и абстрактные композиции. В её работах нередко встречаются мотивы общественных пространств: стадионы, бассейны, пешеходные переходы и другие публичные зоны. В своей живописи и графике художница исследует взаимосвязь урбанистических локаций и человека, объективной реальности и субъективных представлений и воспоминаний о ней.

Работы Татьяны Радивилко находятся в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, в частных собраниях в Беларуси и за рубежом, продаются на аукционах в Варшаве, Москве, Санкт-Петербурге.

Серия работ создана Татьяной Радивилко специально для первых трёх домов квартала Depo. Она складывается из трёх живописных работ, объединённых мотивом возвращения. В зависимости от личного состояния и бэкграунда, зритель может трактовать эту тему по-разному:
  • возвращение – в свой город, свою среду;
  • возвращение домой – из путешествия, командировки или с рабочей встречи;
  • возвращение к себе – из внешнего мира в личный внутренний мир, к собственным чувствам, мыслям и идеям.
Хорошо знакомые городские мотивы проступают в пространстве сквозь мягкую дымку, создающую атмосферу фантазии или воспоминания, что предоставляет простор для рефлексии и личных переживаний зрителя.

Композиция №1 из серии «Возвращение»

Татьяна Радивилко. Композиция №1 из серии «Возвращение». 2022. Холст, масло. 170 х 210 см 

Остановка как физический объект в пространстве обретает в картине метафорический смысл: остановка как пауза, возможность побыть наедине с собой, осмыслить пройденное и найти попутчиков для пути дальше.
Мотив движения задан пунктиром диагонали, напоминающей то ли разметку на полотне асфальтированной дороги, то ли чьи-то следы на влажном песке вблизи моря, просматривающегося на горизонте, – каждый волен выбирать свой маршрут.

Композиция №2 из серии «Возвращение»

Татьяна Радивилко. Композиция №2 из серии «Возвращение». 2022. Холст, масло. 170 х 210 см 

Трамвай возникает на картине неслучайно: сама история места – квартала Depo – подсказала этот образ художнице. Как некогда возвращались сюда, в депо, трамваи, так сейчас в свои дома возвращаются их жители после насыщенного дня, чтобы восстановить силы.
В каждой композиции серии художница исследует связь человека с современной урбанистической средой. Пешеходный переход, словно парящий в фантазийном пространстве, теряет свой буквальный смысл и превращается в знак, позволяющий размышлять о состоянии перехода в более широком смысле: из прошлого в будущее, от одного этапа жизни – к следующему.

Татьяна Радивилко. Композиция №2 из серии «Возвращение». 2022. Холст, масло. 170 х 210 см 

Композиция №3 из серии «Возвращение»

Татьяна Радивилко. Композиция №3 из серии «Возвращение». 2022. Холст, масло. 170 х 210 см 

Стадион как символ городской жизни, точка притяжения горожан, – устойчивый мотив в творчестве художницы. Он позволяет рефлексировать на тему масштаба человека в современных общественных пространствах, о двойственности тех чувств, которые может испытывать житель мегаполиса, находясь в гуще событий и будучи окружённым толпой. Чувство одиночества может смениться чувством сопричастности – выбор локации и окружения играет в этом отношении ключевую роль.
На контрасте с большим, но безлюдным стадионом остановка кажется значительно более сомасштабным человеку архитектурным объектом. Этот контраст наталкивает на размышления о том, как урбанистическое пространство влияет на коммуникации между людьми и восприятие каждым своего места в структуре города и общества.


Процесс создания работ

Прежде чем художница приступила к работе над картинами, она побывала на экскурсии по кварталу Depo, прониклась его атмосферой и духом места, а также погрузилась в собственную рефлексию о Минске и его характерных чертах.

Увидеть процесс работы над проектом можно в фотогалерее и в видеоролике: