Ле Корбюзье и «Новая Боровая». Как идеи гениального архитектора воплощаются в Беларуси?

Егор-Ралько-и-Карина-Кулиненко-возле-макета-Новой-Боровой

Автор статьи: Дарья Пушко, куратор проекта «А-100 ART»

Егор-Ралько-и-Карина-Кулиненко-возле-макета-Новой-Боровой

Егор Ралько и Карина Кулиненко возле макета «Новой Боровой»

«А-100 ART» – это поддержка не только искусства, но и исследований в области культуры. Инициатором исследования, посвящённого взаимосвязи идей французского архитектора ХХ века Ле Корбюзье и принципов устройства района «Новая Боровая», стала ученица 11 «Б» класса гимназии №8 Карина Кулиненко под руководством своей учительницы французского Надежды Скибской.

В качестве консультантов к работе над исследованием присоединились куратор проекта «А-100 ART» Дарья Пушко и архитектор «А-100 Девелопмент» Егор Ралько. Рассказываем, что у нас получилось!

Архитектор, который сделал себя сам

Ле Корбюзье в Индии. 1955

Будущий гениальный архитектор родился в маленьком швейцарском городе Ла Шо-де-Фон вблизи французской границы. Звали его тогда Шарль-Эдуар Жаннере-Гри – свой знаменитый псевдоним он изобретёт при переезде в Париж, переиначив старинную семейную фамилию Lecorbésier в «Ле Корбюзье». Именно под таким именем он войдёт во все энциклопедии мировой архитектуры.

В юности Ле Корбюзье учился в художественной школе и много занимался самообразованием: читал книги по архитектуре и философии, делал архитектурные наброски, совершал путешествия, чтобы увидеть главные памятники мирового зодчества. А в 17 лет ему крупно повезло – знакомый гравёр доверил Ле Корбюзье создание собственного дома в Ла Шо-де-Фон. Так появилась Вилла Фалле – первый реализованный проект никому ещё не известного начинающего архитектора.

 Именно таким образом, не окончив никакого специализированного учебного заведения по архитектуре, но обладая страстью, самодисциплиной и везением, Ле Корбюзье стал профессионалом.

 

Идеальный город: каков он по мнению Ле Корбюзье?

Ле Корбюзье. План Вуазен. 1922–1955

Целью авангардных архитекторов ХХ века было не просто создание домов – они мыслили масштабнее, стремясь с помощью архитектуры изменить мир к лучшему и восстановить социальную справедливость. Крупные европейские города на рубеже XIX-ХХ веков не справлялись со стремительным притоком людей, ростом числа фабрик, заводов, автомобилей. Тогда Ле Корбюзье предложил свой вариант развития города, основанный на кристальной логике и трезвом расчёте.

Архитектор придумал план современного города, рассчитанного на 3 миллиона жителей. При взгляде на его макет, становится очевидным, что город такой можно построить только с нуля. Именно об этом мечтали модернисты, к числу которых принадлежал и сам Ле Корбюзье: создавать искусство с чистого листа, без оглядки на историю, следуя требованиям нового времени – времени индустриализации и механизации. Недаром Ле Корбюзье принадлежит знаменитая фраза: «Дом – это машина для жилья». Имеется в виду, что современные здания должны отвечать законам логики и функциональности, как автомобили, а не изобиловать ненужными украшениями.

В основу урбанистической концепции Ле Корбюзье легла идея функционального зонирования: деления городского пространства на районы для жизни, работы, отдыха и зоны передвижения между ними. По большому счёту, именно так и родились современные спальные районы, изолированные от деловой и культурной жизни города. Сегодня такие идеи не кажутся прогрессивными, но в то время подобное обилие зелени, света и пространства, которое предлагал Ле Корбюзье, было революционным шагом в сторону более комфортной жизни для каждого.

Центр города по проекту Ле Корбюзье был образован высокими башенными домами в 60 этажей. Геометрически выверенный план был задан сеткой широких улиц и проспектов. Они ведут в сторону периферии, образованной одинаковыми коробками жилых домов, погружёнными в зелень парков.

Самый известный среди градостроительных проектов Ле Корбюзье – «План Вуазен» по переустройству Парижа, согласно которому в центре столицы на месте исторической архитектуры должны были вырасти высокие офисные здания. Помня о том восхищении, которое Ле Корбюзье испытывал перед машинами, нетрудно догадаться, почему за финансированием проекта он обратился к ведущим французских автомобильным компаниям: Пежо, Ситроен и Вуазен – по имени последней и был назван план перестройки Парижа. И тогда, и сейчас он подвергается суровой критике за утопичное желание разрушить старый мир во имя нового, пусть даже более рационального и комфортного.

«Дом сумасшедшего»

Ле Корбюзье. Жилая единица в Марселе. 1946-1952

Именно так окрестили многоквартирную постройку Ле Корбюзье в Марселе из-за её нестандартности и оригинальности. В здании, которое архитектор назвал «Жилой единицей», он воплотил свои заветные мечты о построении идеального города – того самого «Лучезарного города», устройство которого Ле Корбюзье описал в одноимённой книге. Дом строился как социальное жильё после Второй мировой войны, когда потребность в экономичном и быстром восстановлении жилого фонда особенно возросла. Подобные «жилые единицы» впоследствии возникли в ряде городов: Резе, Берлине, Бри-ан-Форе и Фирмини – но марсельская так и осталась эталонной.

18 этажей огромного по меркам середины прошлого столетия бетонного дома вместили в себя не только жилые квартиры, но общественные пространства. Находчивый архитектор задействовал протяжённые коридоры, куда выходили двери квартир, входной вестибюль, а также крышу дома в качестве мест для общения и досуга жителей – это позволяет исследователям называть здание настоящим «вертикальным городом». Такой подход подводит нас вплотную к сравнению двух проектов: «жилой единицы» или «Лучезарного города» Ле Корбюзье и района «Новая Боровая».

Ле Корбюзье и Новая Боровая: различия

Внутренняя улица «Жилой единицы» в Марселе Ле Корбюзье

Инфраструктура «Новой Боровой»

От большинства домов «жилую единицу» Ле Корбюзье отличает то, что внутри дома он заложил всю необходимую инфраструктуру для комфортной жизни, включая продуктовую лавку, пекарню, кафе и даже книжный! Все они разместились на так называемой «торговой улице» (коридоры внутри дома Ле Корбюзье называл «улицами» по аналогии с городским пространством).

В «Новой Боровой» вся инфраструктура тоже расположена в домах, но не в коридорах, а на первых этажах, доступ к которым осуществляется с улицы. Не покидая своего района, жители могут зайти в кофейню, книжный или цветочный магазин, купить продукты или посетить салон красоты. Для навигации по району был создан специальный гайд, который помогает ориентироваться среди локаций, число которых растёт по мере строительства самой «Новой Боровой».

«Сосновый квартал» в Новой Боровой

Квартал «Нескучный сад» в Новой Боровой

Несмотря на все его заслуги, Ле Корбюзье ругали за однообразие и безликость домов, из которых он складывал свои градостроительные проекты. Архитектор рассчитывал, что такие дома, состоящие из одинаковых железобетонных частей, будут экономичны и просты в производстве, но впоследствии психологи выяснили, что эти достоинства нивелируются негативным воздействием подобной монотонной архитектуры на здоровье и психику жителей.

В «Новой Боровой» дома выполнены в единой стилистике, но отличаются от квартала к кварталу и высотностью, и цветовой гаммой, и дизайнерским решением фасадов. Подобное разнообразие даёт возможность для самоидентификации – определения собственной уникальности через уникальность места, в котором человек живёт.

Суровый функциональный подход к созданию города, которого придерживался Ле Корбюзье, резко контрастирует с тем, как обычно возникают города, органично вырастая из небольших поселений в соответствии с запросами жителей и экономическим развитием места (хотя история и знает ряд исключений, когда город создавался волей одного человека, например, Санкт-Петербург). В старых европейских городах подкупает сам «гений места», особенный шарм, легенда, которая за всем этим стоит. Вымышленные утопические города Ле Корбюзье этого лишены – для архитектора их история начинается здесь и сейчас.

Фасад школы в Новой Боровой

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи на фасаде дома в Новой Боровой

История «Новой Боровой» – района, возникшего на месте бывшего аэродрома «Боровая», – строится вокруг авиации и связанных с её развитием личностей. Прошлое не отвергается, а бережно сохраняется в названиях улиц (Небесная и Авиационная, имени братьев Райт и Амелии Эрхарт и т.д.), а также в решении фасадов зданий, на которых возникают портреты великих деятелей авиации и «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи – изобретателя первых летательных аппаратов.

Именно поэтому «Новая Боровая» – это не просто спальный район, сделанный согласно рациональным требованиям комфорта и удобства, а нечто большее – это место силы для людей, которые там живут или приезжают разнообразить свой досуг.

Площадка для собак в Новой Боровой

Безбарьерная среда в Новой Боровой

Архитектура и урбанистика не стоят на месте, поэтому в «Новой Боровой» можно отметить те черты, которые не были продуманы в проектах Ле Корбюзье. Например, в «жилой единице» запрещалось проживать с домашними животными, а «Новая Боровая», напротив, славится своей pet-friendly средой. Для домашних питомцев и их хозяев предусмотрены специальные пространства для выгула, урны и пакетики, миски со свежей водой. Безбарьерная среда, в свою очередь, позволяет быть более мобильными как людям с инвалидностью, так и молодым родителям с колясками.

 

Ле Корбюзье и «Новая Боровая»: сходства

Проект «Лучезарного города» Ле Корбюзье и «Новая Боровая», несмотря на то, что их разделяют 68 лет, сходятся в главном – в стремлении сделать дом не просто жилищем, местом, где можно есть и спать, а предоставить людям среду для комфортной и разнообразной жизни, общения, насыщенного и увлекательного досуга – как индивидуального, так и коллективного.

 

Ле Корбюзье. «Жилая единица» в Марселе

Новая Боровая

Свои идеи Ле Корбюзье воплощал в жизнь с помощью триады материалов: бетон, железо и стекло. Он был не первым среди архитекторов, кто включил их в свой арсенал, но изобрёл совершенно оригинальные пути их применения. Например, в марсельской «жилой единице» поверхность бетона Ле Корбюзье оставлял необработанной, грубой, со следами деревянной опалубки, – так появилось новое направление в архитектуре под названием «брутализм» (от французского «béton brut» – «необработанный бетон»).

Железобетон – основа построек как Ле Корбюзье, так и современных архитекторов. Для строительства домов в «Новой Боровой» частично используются готовые бетонные панели, частично – бетон заливается прямо на месте.

Остекление больших поверхностей позволяет проникать естественному свету внутрь здания. Для белорусского климата это ещё более актуально, чем для южного марсельского, поэтому в домах «Новой Боровой» можно встретить не только панорамные окна и лоджии квартир, но и остеклённые входные группы подъездов.

Цветовое решение «Жилой единицы» в Марселе Ле Корбюзье

«Цветной квартал» в Новой Боровой

«Марсельская жилая единица» легко узнаваема не только благодаря своему бетонному массиву, который любят сравнивать с корпусом океанского лайнера, но и благодаря ярким лоджиям. Они окрашены в жизнерадостные цвета по особой системе, которую разработал сам Ле Корбюзье и назвал «архитектурной полихромией». 63 оттенка его колористической палитры – как яркие, так и приглушённые – образуют идеальные цветовые сочетания, которые архитектор использовал для интерьеров и фасадов своих домов.

В «Новой Боровой» цвета тоже играют очень важную роль: во-первых, они очень выгодно отличают дома от серых советских многоэтажек и от современных новостроек, порой окрашенных в ядовитые цвета. Во-вторых, гармоничные цветовые сочетания выбраны для каждого квартала индивидуально, соответствуют его названию (например, в «Северном сиянии» фасады имеют серебристо-белый оттенок), способствуют его узнаваемости и уникальности и придают визуальное разнообразие всему району.

 

Бассейн на крыше «Жилай единицы» в Марселе

Терраса на крыше в Новой Боровой

Буквально в каждом из своих знаменитых проектов Ле Корбюзье стремился сделать эксплуатируемой крышу, ведь это идеальное место для прогулок, спортивных упражнений, солнечных ванн и приготовления барбекю! На крыше марсельской «жилой единицы» были обустроены детский сад, мелкий бассейн, экран для киносеансов, беговая дорожка. Такие же крыши-террасы можно найти в «Новой Боровой»: они стали местом рекреации, общения, отдыха и встреч жителей. На такой крыше можно загорать на солнце, удобно устроившись на шезлонге, смотреть кино, проводить занятия и концерты.

В заключение хочется отметить сплочённое комьюнити жителей, которое сложилось и в «жилой единице» в Марселе (Ассоциация жителей дома существует с 1953 года), и в «Новой Боровой», где людей объединяют общие ценности, интересы и активная жизненная позиция.

Источники иллюстраций:

«А-100 Девелопмент» ©

Facebook-группа Район «Новая Боровая»

IISG. CC BY-SA 2.0 Creative Commons

Amber Case. CC BY-NC 2.0 Flickr

FlickrDelusions CC BY-NC-SA 2.0 Creative Commons

Michel-georges bernard. CC BY-SA 3.0 Wikimedia Commons

vincent desjardins. CC BY 2.0 Creative Commons

Kévin N (Keay). CC BY-NC-ND 2.0 Flickr